Привет, народ!
У нас тут случился дурдом с выходных с наличием бензина/дизеля на заправках, но постепенно народ успокаивается. Проблема выросла до того, что даже до поножовщины в Лондоне на заправках доходило.
Началось всё просто: кто-то из менеджеров BP объявил, что некоторые заправки будут закрыты из-за нехватки водителей бензовозов. Люди, будучи людьми, т.е. идиотами, бросились заправляться на BP заправках, на которых быстро закончилось топливо. Народ бросился на другие заправки и они тоже начали закрываться после того, как их “осушили”. Началась цепная реакция паники и возле заправок стали расти очереди.
Мы частично тоже “попали”: нам надо было везти Алиску в университет в Ланкастер, это где-то 220 миль, а дизеля в баке оставалось на 100. Нам пришлось час стоять в очереди, чтобы заправиться. Даже мне было очевидно, что ничем, кроме как паникой, ситуацию объяснить невозможно. Какая-то машина перед нами заправилась аж на 7 литров! Это надо было стоять в очереди час, чтобы залить такое количество в бак. Некоторые, кроме того, что заправляли машину, ещё и притаскивали с собой канистры:
По разным оценкам потребление топливо выросло на 500%! Это такой всплеск, с которым ни одна сеть заправок не может справится. Самое смешное, что бензовозы Shell, Esso и другие сети до сих пор регулярно поставляют топливо, просто народ как дурной сидит в очередях и доливает бензин или дизель “под горло”. Сейчас уже бензин на заправках есть, только дизель быстро заканчивается, потому что много машин и грузовых микроавтобусов ездят на нём.
Некоторые считают, что все проблемы из-за Брекзита и именно это вызвало нехватку водителей. Это так, но это слишком простое объяснение. Помню, бабушки в деревне, где я оставался на летние каникулы, объясняли проблемы с болезнями коров и надоями Чернобылем, хотя радиоактивные осадки Тернопольскую область совсем не “задели”. Жизнь сложнее.
Во-первых, паника. Она уже у нас приводила к нехватке топлива лет 6-7 назад, когда сгорел какой-то нефтеперерабатывающий завод и точно так же народ бросился “скупаться” бензином. Правда, тогда паника закончилась для за три – время было спокойнее. Принцип поставки “just in time” привёл к тому, что ни одна торговая сеть не может теперь справится с резким, пиковым ростом спроса. В начале КОВИД-а совершенно дурацкий дефицит туалетной бумаги и молока. Люди скупали туалетную бумагу как дурные, причём никто не мог внятно объяснить зачем. Просто потом что так делают! И молоко тоже пропало, потому что пошёл слух что и его не будет. Пара дней и народ понял, что выкидывать “прогоркое” (оно тут не “киснет”, а становится каким-то горьким) не “комльфо” и молоко всё-равно появляется на полках, пусть и с задержкой, и волшебным образом проблема с молоком “испарилась”.
Во вторых: не включились рыночные механизмы регулирования спроса/предложения. Заправки практически не подняли цену на топливо, а следовало бы! Лохи, которые паникуют, просто обязаны платить! Когда мы были в Ланкастере, одна маленькая “не-сетевая” заправка решила проблему простым способом:
Разрешали заправляться только на 20 фунтов. Очередь была из 2-3 машин.
Другая заправка на моторвее решила проблему ещё проще: никаких ограничений, но цена была £1.60 при нормальном цене £1.40. Мы там дозаправились на пути домой и тоже – никаких очередей. Хоть залейся :)
Думаю, если бы цены “взлетели”, то на короткое время и до тех пор пока жаждущие идиоты залить топливо даже в канистры не поняли, что они идиоты :)
В третьих: масс-медиа. К сожалению, плохие новости “покупаются” лучше и все газеты “запестрели” заголовками про нехватку топлива. Фотографии закрытых бензозаправочных станций и очередей на них как-то не способствуют облегчению ситуации.
В четвёртых: очень неудачное время для ещё и нехватки топлива. У нас “пачка” мелких поставщиков газа объявили себя банкротами из-за резкого роста цены на газ. Те люди, которые были с этим поставщиками, не пострадают в плане отключение газа - их переведут к другим, таким как British Gas, но цена для них может вырасти. Так же начали расти цены на электричество, потому что сгорел магистральный кабель и “ветряки” выработали за лето на 10% меньше электричества по сравнению с предыдущим годом. Сами понимаете, на фоне растущих цен на газ/электричество ещё и пустые заправки – нормальному шаблону потребления это не способствует.
В пятых: люди эгоисты и идиоты! Как оказалось, британцы ничем не отличаются от остального мира. Просто страна побогаче и всё. А так всё как и везде. Если им говорят не паниковать – угадайте, что люди делают!? Что с туалетной бумагой – даже по телевизору показывали склады, забитые бумагой, упрашивали людей не скупать пачками потому что просто не успевают завозить её в магазины – народ упорно покупал бумагу как будто у них жопы в несколько раз выросли. И с тем молоком – если все начнут брать по лишней бутылке молока, то оно быстро закончится в магазинах. Бензина и дизеля хватает – его не успевают подвозить. Сейчас правительство сказало, что 250 военных водителей направят на “помощь частному сектору”. Думаю, всё бы и так само успокоилось, но Борису Джонсону надо как-то показать, что он “решает проблему” :))), пусть даже это и не особенно надо. “Необходимость” состоит в том, чтобы как-то успокоить людей и вернуть их к тем привычкам, которые были раньше: заправляться по мере необходимости, не “впрок”.
Ну и в шестых: да, нехватка водителей бензовозов. Но не только из-за Брекзита. Слышал в одном подкасте, что много британских водителей решили уйти на пенсию во время КОВИД-а, плюс ещё местное агентство регистрации и выдачи лицензий “зависло” из-за КОВИД-а и 54 тысячи(!) лицензий водителей грузовиков (4 тыс. новых и 50 тыс. на обновление) не было обработано! Ну что ещё сказать.
В общем, как я уже сказал, одной причины не существует, нехватка была вызвана комбинацией факторов.
Засим раскланиваюсь,
Рустам.
0 comments:
Post a Comment