Pages

Wednesday 27 November 2013

Книги, которые я прочитал, и которые не смог осилить…

Привет, народ!

Давно уже меня ждали на “киндле” книги “Selfish Gene” Richard Dawkins и “Liars and Outliers: enabling the trust that society needs to thrive”, Bruce Schneier. “Selfish gene” рассматривает эволюцию с точки зрения выгоды генов, а не всего вида или даже индивида в целом, но она достаточно сильно перекликается с “Liars and outliers”, которая анализирует такую интересную вещь, как развитие доверия в сообществе людей и какие выгоды получают члены этого сообщества от взаимного доверия. Но, честно скажу, ни первую, ни вторую книгу я не осилил.
“Selfish gene” для меня просто не предоставила ничего принципиально нового: та же борьба за существование, пусть не с точки зрения процветания вида, а с позиции распространения какого-либо гена среди наибольшего количества организмов.
”Liars and outliers” тоже как-то не “зацепила”. Хотя кое-что интересное я для себя встретил. Например, теория “ястребов и голубей”: создаётся общество, в котором в разной пропорции представлены два типа поведения: “ястребы” – явные “паразиты”, которые “экспроприируют” ресурсы у “голубей”; “голуби” – мирные неагрессивные существа. В завимисти от “веса” различных критериев, таких как сложность для “ястребов” конфисковывать ресурсы у “голубей”, риск потери жизни при встрече с другим “ястребом” и т.д., соотношение “ястребов” к “голубям” меняется в больших пределах. Но всё-равно, какой-то баланс будет соблюдаться. Одни “ястребы” или “голуби” будут только в обществах, где изначально было 100% либо “ястребов”, либо “голубей”.  Что из этого следует? То, что от “паразитов общества” избавится невозможно. Всегда будут люди, которые постараются жить, пользуясь различными благами (социальными выплатами, бесплатным жильём и т.д.), стараясь ничего не давать взамен. Количество этих людей можно регулировать в меньшую сторону, “зажимая гайки”: например, не платить пособие по безработице людям, которые проработали меньше года и т.д. – больше людей будет стараться найти побыстрее работу, или казнить за любую мелкую кражу – воров станет гораздо меньше, но тогда возникнет опасность того, люди, которым действительно нужна помощь или которые сделали ошибку по глупости, пострадают гораздо больше, чем следует. Так что главная задача государства – найти нужный баланс.
После того, как я попытался прочитать две умные книги, я разрешил себе расслабиться фантастикой :) Goodread порекомендовал “Year Zero” Rob Reid. Интересная фантастика, в которой обыгрываются совершенно злободневные темы: и пиратство музыки, и упоминается Windows Vista и т.п. :) Фабула книги в том, что инопланетные цивилизации “вляпались” в незаконное копирование музыки землян и поняли это только потом, когда начали разбираться, сколько они должны будут выплатить за нарушение авторских прав. Чтобы помочь им в этом, они нанимают молодого адвоката. Ну… достаточно интересно читать, но уровень “Техники молодёжи” :) Если хочется почитать “лёгкую” фантастику – воплне рекомендую.
За “Year Zero” прочитал “Altered carbon” Richard Morgan. Это детективная фантастика, очень динамичная и развязка не очевидна почти до самого конца. Мне понравилось, хотя я не очень большой поклонник детективов, но детально описаный мир будущего с неожидаными поворотами сюжета заставили меня “проглотить” книгу в один присест.
А сейчас читаю “God delusion” того же Richard Dawkins о боге, религии и т.д. Сам я атеист (да простит меня Аллах!) :) и мне интересны те аргументы, которые приводит Доукинс, доказывая, что Бога не существует, а возникновение религии или человеческая склонность к вере есть не что иное, как побочный продукт важной фунции обучения людей в детстве. Крайне рекомендую эту книгу, даже с точки зрения аргументированной дискуссии с читателем и “раскручивания” логических последовательностей.
Ну и напоследок выступление о религии юмориста, которое мне понравилось:

Он же о десяти заповедях:

Засим раскланиваюсь,
Рустам.

0 comments:

Post a Comment