Pages

Wednesday 25 February 2015

Осло – Музей кораблей викингов

Привет, народ!

Продолжаю культурную программу в Осло. В субботу я был в народном музее под открытым небом, а в воскресенье я поехал в Oslo Viking Ship Museum.
Я ожидал увидеть викингов в рогатых шлемах, оружие и т.п. Реальность оказалось гораздо прозаичнее:

Большая лодка! :) Музей посвящён трём ладьям викингов, которые были найдены в разных частях Норвегии. Две из них в достаточно хорошем состоянии, одна – практически остатки.
В музее я увидел карту, на которой демонстрировались морские пути викингов. Если честно, я был поражён! Викинги побывали практически на всех побережьях, по рекам спускались к Чёрному и Каспийскому морям:

Я тут же начал рассматривать ладьи и пытался сообразить, как они ходили на них по морям. Как по мне, морской корабль должен иметь киль. А у ладьи, очевидно, его не было. Тут я ошибался: в описании к ладье, которую я увидел первой, было сказано, что небольшой продольный киль, низкие борта и декоративная резьба указывают на то, что это судно использовалось для плавания либо по рекам, либо по морю в спокойную погоду.
Во втором зале была “боевая” ладья:

Более массивный, основательный киль, идущий по днищу вдоль всей ладьи. Высокие борта и мощное крепление для мачты, что позволяло иметь большой парус; никаких украшений – на ней выходили в море и ладья была рассчитана на скорость.
Конструкция этих кораблей не предусматривала стационарной палубы или каких-либо настроек. Викинги-моряки-гребцы должны были сидеть на сундуках, которые так же использовались как скамьи и для хранения пожитков.
Но археологом в одном случае повезло: вместе с ладьёй в захоронении в кургане были обнаружены и другие предметы. Как известно, так викинги хоронили людей знатного рода. Ладья служила для погребения двух женщин и к ним положили много различной утвари. Даже трое саней, уже не знаю для чего. Точнее, знаю - чтобы они пользовались в загробном мире, но как-то странно представить, как в другом мире кто-то рассекает на санях :)

С этими санями связан ещё один момент: я заметил оборудование для 3D сканирования возле них:

Этому процессу была посвящена отдельная экспозиция. Когда первый раз археологи раскопали курган и нашли деревянные вещи, перед ними стал вопрос, как предотвратить дальнейшее разрушение. Даже не так: была дилемма – либо сохранить в лучшем виде форму предметов, либо оформление вещей (цвет, узоры краской и т.п.). Археологи выбрали форму и покрыли все предметы составом, который как-бы “зацементировал” форму. Типа эпоксидки. Но, к сожалению, дерево продолжало разрушаться изнутри. Поэтому музей начал проект реставрации и, на всякий случай, было решено сделать 3D копии всех экспонатов из дерева.
На осмотр музея достаточно подробно у меня ушло два часа. А! Почти забыл упомянуть: покупая билеты в кассе, я попросил аудио-тур. Мне нравится рассматривать экспозиции и слушать комментарии. Так гораздо интереснее. Но аудио-тура в музее не оказалось, но аудио-комментарии были. Просто надо приходить со своими аудио-устройствами  - со смартфонами :) В залах на стенах были QR-коды, просканировав которые можно было скачать на телефон звуковой файл и прослушать дополнительную информацию об выставленных предметах. Чтобы не отпугивать посетителей в роуминге, музей предоставлял бесплатный wi-fi. 21 век, что ещё сказать! :)
Все фотографии здесь. Качество не очень (по сравнению с моим Никоном), делал фотки телефоном.

Засим раскланиваюсь,
Рустам.

0 comments:

Post a Comment