Pages

Saturday, 16 November 2019

Университеты и трудности выбора

Привет, народ!

Немножко отвлекусь от Гонконга :) А то уже самому надоело писать об этом.
Самир у нас в этом году заканчивает университет, а Алиска доучивается последний год в школе и мы снова с ней переживаем процесс выбора университета и подачи заявок.
Я писал несколько раз про систему образования в Британии, пару постов можно найти вот по этой ссылке.
Как проходит процесс поступления в университеты.
В конце первого года из последних двух так называемой “6-й формы” (6th Form) старшей школы (“secondary school”), школьники сдают тестовые экзамены по тем предметам, которые они выбрали для изучения (“А-levels”). Для поступления в университета требуется минимум три “А-levels”.
Совсем недавно школьники могли выбрать 4-ре предмета для изучения, потом сдавать в предпоследнем классе “промежуточные” экзамены и, если не “тянули” какой-то предмет на хорошую оценку – отказаться от его дальнейшего изучения, чтобы сосредоточиться на оставшихся трёх предметах и получить высокие оценки. В год, когда Алиска перешла в 6th Form, министерство образования эту “традицию” отменила. Теперь выбираешь 3-и предмета и можешь их поменять только в первые две недели первого года в 6th Form. После это оказываешься “привязанным” к этим предметам и ничего сделать не можешь. С одной стороны вроде бы не страшно, но это может и негативно повлиять на результаты. Например, у Алиски в школе одна девочка учила IT (“информатику”) как A-level, но потом учитель ушёл и школа не смогла быстро найти ему замену. Представляете!? Девочке приходилось ездить в другую школу на уроки информатики.
Чтобы ещё как-то компенсировать это “нововведение”, ввели что-то типа “курсовой” (EPQ): исследовательская работа, которую школьники должны выполнить самостоятельно по выбранной теме. Проблема с этим в том, что университеты формально пока не признают эту работу как влияющую на допуск. Некоторые говорят: мы примем EPQ во внимание, если оценка “А” (высшая); другие категорично заявляют, что будут учитывать только результаты A-levels.
Теперь возвращаясь к “промежуточным” экзаменам. После того, как они сданы, школьники получают оценки по этим предметам как если бы это были результаты экзаменов в выпускном классе (после второго года). По ним школа выставляет оценки, которые по мнению учителей, данный школьник может получить в конце выпускного класса. Как правило, они на один уровень выше. Т.е. сдал на “В”, то тебе дадут оценку как “А”. Ну правильно: у ученика есть ещё год, чтобы улучшить свои оценки.
После получения этих оценок, все школьники регистрируются в центральном сайте UCAS (“Universities and Colleges Admissions Service”/”Приёмная комиссия для университетов и колледжей”). Будущие студенты могут сделать выбор из 5-и позиций в разных комбинациях: тот же предмет, но разные университеты; один университет но разные предметы; либо комбинация из первых двух. Но не больше 5-и. Начало регистрации – в сентябре, когда школьники переходят в выпускной класс и длится процесс до конца февраля. Причём университеты должны отдавать один и тот же приоритет людям, которые зарегистрировались в сентябре и в феврале. Исключение – Оксфорд и Кембридж. Они заканчивают приём заявок в октябре, потому что дальше они начинают проводить интервью с потенциальными кандидатами. Т.е. недостаточно получить ААА (высшие баллы по всем выбранным предметам), надо ещё и понравится на интервью.
После регистрации, в период с октября по февраль, университеты выбирают студентов и высылают им предложения, которые бывают такими:

1. “Uncoditional” (“без условий”) – кандидат университету так понравился, что они готовы предоставить ему место принимая во внимания “предсказанные” оценки и без реальных результатов выпускных экзаменов. В прошлом году в газетах писали, что таких предложений было слишком много и это плохо повлияло на качество оценок. Университеты это делали чтобы набрать побольше людей. Всё-таки £9,250 в год – неплохой денежный “поток” в расчёте на студента;
2. “Conditional” (“с условиями”) – предоставляют место при выполнении определённых условий. Либо должны быть выше оценки, либо если школьник поставит определённый университет как “предпочтительный”, т.е. первый в списке выборов.

После этого всё затихает до конца учебного года выпускного класса. После того, как школьники сдают экзамены и получают результаты в августе, процесс “бурления” снова возобновляется. Те, кто сдал с достаточными оценками для поступления в выбранный университет – просто подтверждают свои оценки на сайте UCAS и ждут “праздников”. Но есть другие – которые сдали либо на более высокие оценки, чем им школа предсказывала, либо на худшие. Первые тогда могут захотеть попасть в более престижные университеты, вторые – попасть туда, куда их могут принять. Начинается так называемый “clearing” – “распродажа мест” в университетах. Там, где есть недобор, университеты разрешают школьникам податься на те факультеты, где есть свободные места. Как правило, обычно “распродажа” случается в университетах, которые располагаются после 20-ой позиции в рейтинге. Но бывает и что престижные университеты “добирают” студентов. Я был удивлён, но университет Bath так же участвовал в “clearing”, хотя он в рейтинге на 9-ом месте. Правда, брали на “левые” факультеты.
Теперь о самом сложном: как выбрать университет :) Есть, как здесь говорят, – “Оксридж”: Оксфорд и Кембридж :). Потом университеты Russel Group – престижные учебные заведения, ведущие научные исследования. В них даже есть подгруппа “red bricks” (“красные кирпичи”) – университеты, которые были основаны ещё в 19-ом веке. До 1960 года было очень престижно попасть в одно из таких учебных заведений. Но после 1960 правительство провело реформы образования, появилось очень много новых, современных университетов и теперь выбор гораздо шире. Но! Очень важно попасть в хороший университет. Читал в газете, что человек, закончивший “экономику” в London School of Economics после 5-лет работы будет зарабатывать на £20,000-£30,000 в год больше, чем кто-то с таким же образованием, но с гораздо менее престижного университета.
Есть три основных списка рейтингов университетов, которыми можно пользоваться:

1. Complete University Guide
2. Guardian University Ranking
3. The Times University Ranking

Мы предпочитаем первый в списке. Как правило, первые пять университетов в этих списках одинаковы (комбинация Cambridge, Oxford, St. Andrews, LSE, Imperial College of London, Durham и UCL), а дальше списки могут сильно отличатся. Всё зависит от методики, которыми пользуются для составления рейтинга. Например, Complete учитывает научную деятельность университета, а Guardian – нет, поэтому один и тот же университет может быть в Complete на 7-8 месте, а в Guardian – на 15. Плюс нужно ещё смотреть позицию университета по выбранному предмету. Например, по общей позиции университет может быть около 20-й позиции, а по выбранному предмету сильно сместиться вверх.
Надеюсь, в будущем ещё что-то напишу про университеты ;)

Засим раскланиваюсь,
Рустам.

0 comments:

Post a Comment