Pages

Friday 10 July 2009

IT как сервис (продолжая тему Мас-ов).

Привет, народ!

Все-таки я только «совместимый» с MS: мне удалось два раза жестко «подвесить» Мас, пришлось его два раза перезагружать методом выключения питания. Инцинденты случились во время работы Parallels (виртуальная машина для Мас-ов) и попытке запуска Firefox-а. После этого Мас не реагировал на клавиши, хотя мышка бегала по экрану. Это всего лишь лишний раз подтверждает то, что идеальных систем не бывает. Особенно если проблемы начинаются на уровне ядра или драйверов. Никакая система не устоит.
С переходом на «родные» Мас-ие программы тоже могут быть проблемы. По совету Леши обратил внимание на программу личной бухгалтерии Moneydance, скачал и установил версию под Мас 10.5. Потом экспортировал проводки из MS Money согласно FAQ на сайте Moneydance, импортировал данные и… все проводки потеряли категории затрат! Я веду расходы с 2002 года, там столько проводок, что мне никакого здоровья не хватит. Как я уже говорил, можно продолжать «крутить»  WindowsXP+MS Money в виртуальной машине, но это не кошерно.
И продолжая «набившую оскомину тему»: IT сервисы. Сейчас модно “обрисовывать” IT  как набор сервисов, предоставляемых бизнесу. Это может быть почтовая система: сервис – е-мейл, компоненты – почтовые сервера, антивирусы, системы резервного копирования плюс затраты администраторов на поддержание всех этих систем в рабочем состоянии и выполнения стандартный процедур поддержки и администрирования и т.д. Или даже десктоп – это «железо», операционная система, антивирусы, агенты систем управления десктопами, настройки компьютера, профиля пользователя и затраты (время, работа) адмнистраторов на установку десктопа, операционной системы и т.д.  Следющий логический шаг почему-то делает очень мало людей: установка цены на каждый такой сервис! Это необязательно должна быть монетарная цена, но какая-то единица, которая бы позволила бизнесу понять, во сколько условных «денег» обходится каждый сервис. IT становится таким же бизнесом, как и все остальное. И бизнес прекрасно понимает язык этих цифр. Что это дает? Во первых, затраты на IT становятся легко вычисляемыми и «прозрачными». Сколько у вас пользователей? 1000? Что используете? Десктопы, почта, сетевые ресурсы? Стоимость десктопа*1000+Стоимость почты*1000+Стоимость сетевых ресурсов*1000 - с вас столько то денег! Решается проблема «выбивания» денег на масштабирование систем при росте пользователей, а так же в тяжелые времена, когда бизнес вдруг решает начать экономить деньги на IT. Можно показать калькуляцию и спросить, от каких сервисов готовы бизнес пользователи отказаться? Тут они сильно подумают. Или как метод удешевления стоимости сервисов можно ухудшать соглашения об уровне оказываемых сервисов (SLAs), убирать 24х7 поддержку и т.д. Но бизнес будет четко понимать, что удешевление осуществдяется или ухудшением качества сервисов, или уменьшением их количества. Если это бизнес не удовлетворяет, то и об «урезании» бюджета речи идти не может :) В результате можно будет найти компромис. Это как в домашней бухгалтерии: нельзя сказать жене, что с такого-то дня мы будем тратить денег в два раза меньше. Не сработает. Надо четко понимать, на что тратяться деньги, без чего нельзя обойтись и чем можно пожертвовать. Только зная точно, что сколько стоит, можно начать экономить.
Если удариться в научную фантастику и предположить, что я мог бы определять стратегию IT сервисов компании, я очень постарался добиться:

1. Наиболее полного описания IT сервисов, предоставляемых бизнес-пользователям и взаимосвязи между этими сервисами;
2. Понимания условной “цены” каждого IT сервиса и из чего эта цена состоит;
3. Кто пользуется каждым из IT сервисов.

Вот тут как раз и открывается широкое поле для экономии. Например, в цену может ходит цена лицензий на программный продукт, контракт с производителем на поддержку и т.д. Если требуется начать экономить деньги, можно попробовать “прижать” поставщика, чтобы или уменьшить стоимость лицензий (многие перешли на модель годовой подписки), или договориться о более простой модели поддержки, но подешевле. И самое интересное: заставить бизнес пересмотреть использование продукта, чтобы уменьшить количество лицензий и, следовательно, денег, выплачиваемых за них. Не секрет, что многие бизнес-пользователи используют MS Office там, где вполне можно обойтись более дешевыми альтернативами (OpenOffice, MS Works или SharePoint, наконец). А так же можно пересмотреть архитектуру сервиса, чтобы удешевить его использование. Например, на десктопах установка приложений на декстопы пользователей может быть достаточно проблематичной вещью, особенно если принять во внимание возможные проблемы с приложениями, контролем версий, апгрейдами и т.п. Если виртуализировать приложения на десктопе (Altiris virtualization client, SoftGrid), то таким образом можно существенно удешевить цену поддержки! Или заменить полностью десктопы на “тонких” клиентов и дать пользователям доступ к приложениям в терминальных серверах.

В общем, написал много, сам устал. Пора с IT темой заканчивать :) Засим раскланиваюсь,
Рустам.

9 comments:

Sergey said...

Привет, Руст!Абсолютно согласен по поводу прозрачности ценообразования (была такая ошибка). А то покупают модуль за 25 баксов. Пользуются без ограничений во времени и еще саппорт задалбывают по 3-5 часов в месяц. А когда начинаешь объяснять, что саппорт стоит 30 баксов в час, то они в шоке и ругаются :(Но, как говориться, на своих ошибках учатся.Сергей

Rustam said...

Грамотная поддержка может стоить очень дорого, особенно если учесть, что для грамотной поддержки надо иметь квалифицированный персонал и еще стараться удержать его на этой работе.Главное, чтобы решение проблем с самим продуктом было бесплатным, а то так можно клиентов потерять :)Руст

Alexandr said...

есть огромное количество ньюансов при ценообразовании сервиса, их учесть сложно, а от них зависит конечная стоимость сервисакроме того предвижу ответ руководства решившего сэкономитьтипа вот Вася мало пользуется почтой и Катя мало пользуется, ну типа посадим их на один почтовый ящикрезультат, количество обращений не уменьшилось, а исходя из схемы ценообразования уже есть экономия, и админу можно платить менеепо тонким клиентам я поддерживаю тебя 2 руками и одной ногой (на второй стою)подавляющее число бухгалтерии в постСССР это 1С бухэта типа"клиент-серверная" система толком работает только в терминалах, учитывая что бухгалтеру, кладовщику и большому количество родственных служб кроме 1С-ки ничего не нужно, то терминал показывает отличные результаты

Sergey said...

AlexandrРассмешил по поводу 1С "клиент-серверной". В седьмой версии там была возможность работать на версии для MS SQL, но она работала допотопно (хотя немного быстрее), поэтому приходилось использовать сторонние библиотеки типа 1С++.А вот по поводу "терминалов" - это да, устойчиво и нормально и даже большое количество клиентов. К сожалению не удалось долго поработать с 8 версией. Максимум что помню 8.0.12 релиз. Недавно был на выставке, то обратил внимание на удобный поиск в последних версиях и более дружелюбную структуру для программиста. Может они улучшаются? Просто интересно, есть какая-то информация?Сергей

Pasha said...

Привет Рустам,на месте бизнеса я первым делом прикопался бы к коэффициентам в твоей формуле (кто сказал что каждый Exchange стоит X, а не Y?) :-)Вторым делом, я бы проверил не может ли кто-то другой предоставлять те же сервисы подешевле ;-)Кстати в тяжелые времена бизнес не начинает экономить на ИТ - он начинает экономить на всех отделах (насколько я понимаю в колбасных обрезках, бюджет ИТ - это копейки по сравнению с другими, маркетингом или юристами например). Это уже от ИТ менеджмента зависит, что именно зарезать - обычно первыми идут Travel & Entertainment. А насчет оптимизации инфраструктуры и поддержки - это наша каждодневная работа. Есть идея - идешь к боссу ;-)Паша.

Rustam said...

Привет, Паша!Вот именно, поэтому я и писал, что цена должна быть совершенно "прозрачной", чтобы было видно, из чего она состоит. Настет "идешь к боссу" - не всегда срабатывает, если нет нормальных процессов для этого. Или процессы не работают. Есть примеры таких случаев :)Руст.

Alexandr said...

Velichko Sergeyтак потому и в кавычки взято ;)

Alexey said...

То, что Moneydance потерял категории, к Маку никак не относится. Он также потеряет категории и под всеми остальными ОС, так как это один и тот же код. Как ты, инженер со стажем, привязал это к утверждению "С переходом на родные Мас-ие программы тоже могут быть проблемы" - не пойму.

Rustam said...

Привет, Леша.Видимо, я не совсем ясно выразился. Я хотел сказать, что наличие "родных" программ под Мас или аналогов не дает гарантии безболезненного перехода. Это не связано с платформой, а с программами. В данном случае наличие хорошей программы для личных финансов под Мас абсолютно не означает, что ты будешь ее использовать, если только или не согласишься переделать все проводки, или плюнешь на имеющиеся проводки, вбъешь балансы и начнешь использовать новую программу, или будешь готов жить с "покалеченными" импортированными проводками. Как вариант - самому написать конвертировщик из формата MS Money в Moneydance :)Еще пример, сами "яблочники" нам говорили, что Excel под Мас и РС имеют различия в макросах. Казалось бы, пользуешься Excel-ом на РС, бери под Мас и живи спокойно. Ан нет!

Post a Comment